МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  
  СЛЕДСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ
УПРАВЛЕНИЯ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
 
УПРАВЛЕНИЕ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АО

ГЛАВНАЯ

ИСТОРИЯ:
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

СМИ:
О РЕЗУЛЬТАТАХ РАБОТЫ В 2000 ГОДУ
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА О РАЗВИТИИ СЛЕДСТВЕННОГО АППАРАТА МВД РОССИИ

    Вся история развития следственных органов России - это своего рода эволюция становления, направленная на более совершенную защиту прав, свобод и интересов граждан и государства от преступных посягательств, происходящая в соответствии с требованиями времени.

    На современном этапе следственный аппарат не представляет собой некую еди-ную организационную общность. Исторически, а затем и законодательно сложилось так, что органы предварительного следствия входят в систему Министерства внут-ренних дел, Прокуратуры, Федеральной службы безопасности, Федеральной службы налоговой полиции. Не прочь обзавестись своими следователями и Государственный таможенный комитет.

    В первые годы после образования советского государства функция расследова-ния была прерогативой специальных следственных комиссий, состоявших при судах и трибуналах, а также Чрезвычайного Комитета (ЧК) и милиции.

    Основные вехи в истории развития следственных органов:

  • 1922 год, принятие Уголовно-процессуального кодекса РСФСР, сосредоточе-ние функции расследования в органах юстиции;

  • 1928 год, следственный аппарат переподчиняется и входит в ведение прокура-туры;

  • 1929 год, прокурорам предоставлено право поручать милиции расследование любого дела;

  • 40-е-50-е годы, ведомственным "милицейским" приказом создаются свои след-ственные подразделения, во главе со следственным отделом Главного управления милиции МВД СССР;

  • 1958 год, приняты Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союз-ных республик, которые наделили правом производства предварительного следствия лишь следователей прокуратуры и госбезопасности. Следственный аппарат милиции ликвидирован.

  • 6 апреля 1963 года принят Указ Президиума Верховного Совета СССР, кото-рый предоставил право производства предварительного следствия МВД СССР.

  • 1 июля 1963 года, начало официальной деятельности "милицейских" следова-телей. Введена должность - следователь милиции.

  •     На этом развитие не остановилось, продолжаясь и ныне.

        Второй год следственный аппарат УВД Ханты-Мансийского автономного окру-га, как, впрочем, и все остальные органы предварительного следствия системы МВД страны, работает в условиях реформации, которая до настоящего момента еще не за-вершена.

        4 января 1999 года Министром внутренних дел России был подписан Приказ № 1, направленный на реализацию Указа Президента Российской Федерации от 23 но-ября 1998 года № 1422 "О мерах по совершенствованию организации предваритель-ного следствия в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации".

        Уже с июня прошлого года следственный отдел УВД округа перерос в Управ-ление, сменилась и аббревиатура. В названии Управления появился предлог "при", то есть полное наименование звучит как "Следственное управление при УВД Ханты-Мансийского автономного округа". То же самое случилось и с аббревиатурами подчиненных девятнадцати следственных подразделений.

        И это не простое добавление. Оно олицетворяет первые шаги по реорганизации органов предварительного следствия - выделение их в отдельную структуру, незави-симую как процессуально, так и ведомственно.

        Названным приказом Министра следственные подразделения выведены из структуры аппаратов органов внутренних дел. Безусловно это породило структурно-штатные изменения и внутри Следственного управления. В СУ появилась своя груп-па кадров, планируется ввести информационно-аналитическое отделение, завести технический обслуживающий персонал.

        Этим же приказом упразднены ранее существовавшие при следственных отде-лах подразделения по расследованию организованной преступной деятельности, на базе которых созданы следственные части по расследованию организованной пре-ступной деятельности. Имеется такая структурная единица и в Следственном управ-лении при УВД округа.

        Значительно расширены полномочия начальника Следственного управления. Теперь исключительно он ведает вопросами приема и увольнения подчиненных со-трудников, их наказания и поощрения. Раньше это была прерогатива начальника УВД округа.

        Нормативно закреплено, что никто не вправе проверять кроме руководства СУ работу следственных подразделений, каким-то образом вмешиваться в нее.

        Сказанное не означает, что следствие выведено из состава органов внутренних дел. Ведомственно следствие, как и прежде, подчинено Министерству внутренних дел.

        Но в настоящее время, готовится новый пакет документов, направленных на уг-лубление реформы.

        В июне-июле текущего года Министерством продумывался вариант проведения на базе Уральского региона (в который входит Ханты-Мансийский автономный ок-руг) эксперимента, который заключался бы в выделении следственных органов ми-лиции в отдельную самостоятельную структуру, подчиняющуюся напрямую Следст-венному Комитету при МВД России. Однако, предварительная подготовка показала, что страна еще не готова к такому широкомасштабному мероприятию. Эксперимент отложили на неопределенное время.

        В период с 29 по 30 сентября 2000 года в городе Волгограде состоялся Всерос-сийский семинар-совещание первых руководителей органов предварительного след-ствия в системе МВД России. Цель этого совещания - подведение итогов деятельно-сти по реализации требований приказа МВД России от 4 января 1999 года № 1, о ко-тором уже говорилось выше. Основная задача - обобщение опыта работы за про-шедшие 1,5 года реформирования, выявление положительных и отрицательных мо-ментов, определение способов устранения последних.

© 2000 ВЦ ИЦ УВД ХМАО [ ] Rambler's Top100